Оренбурженка рассказала как учат детей в школах Германии

Анжелика Кир из Новотроицка побывала на стажировке в ФРГ

Уже в аэропорту Франкфурта меня встретили милые дружелюбные люди — моя гостевая семья. Глава семьи, господин Ганс-Юрген Нихёрстен, завуч и классный руководитель школы, в которой мне предстояло стажироваться. Его жена Катрин и десятилетняя дочь Яра.

Живут они в трехэтажном особняке, на окраине Висбадена. Окна дома выходят в лес, который, казалось, сошел со страниц сказок братьев Гримм. Сами они коренные немцы, очень образованная и гостеприимная семья.

Стажировку я проходила в школе имени Генриха Бёлля. Дело в том, что каждая школа в Германии названа в честь какого-либо выдающегося немецкого деятеля, но при этом никакого номера не имеет, как у нас в стране. Школьная система в Германии – это дело Федеральных земель (их всего 16). Каждая Федеральная земля сама определяет начало учебного года, сроки каникул, учебные планы и рабочие программы.

В школе я присутствовала на различных уроках в 6-х, 7-х, 9-х и 13-х классах. Мне посчастливилось побывать в разных типах школ: в основной и в гимназии, и сравнить уровень знаний учащихся. Гимназические классы находятся в другом крыле, и полностью отделены от классов основной школы. Учителя преподают совершенно разные предметы, они универсальны. Например, один учитель дает знания по искусству и географии, другой – математике и биологии. Сам господин Нихёрстер учил детей немецкому языку и истории, был завучем одной из ступеней и классным руководителем 6F класса.

На уроках учителя уделяют много времени работе с текстом. Досконально, дотошно разбирают каждую фразу, каждую грамматическую конструкцию. Такой подход я наблюдала как в 6-м, так и в 13-м классе. Учителя стараются мотивировать учащихся к чтению. Систематически объявляется конкурс на лучшего читателя, сначала на уровне класса, школы, города, и затем всей Федеральной земли. В школе есть медиатека и несколько библиотек.

Пропагандируется в учебном заведении так же и здоровый образ жизни. Дети приезжают в школу на велосипедах, оставляя их на специальных стоянках. Кроме основного спортзала, есть несколько вспомогательных, специализированных, например, для занятий футзалом или настольным теннисом. Широко развита самостоятельная проектная деятельность учащихся, которая носит практическую направленность. Школьной формы у учеников нет. Вместо звонков на урок звучит гонг. Первый удар раздаётся за 10 минут до урока, второй – за пять, третий уже на урок. Первый урок идёт как институтская пара, то есть 90 минут. Затем – перемена 20 минут, после которой следуют обычные уроки по 45 минут.

Учителя никогда не повышают на учеников голос. В случае нарушения дисциплины, ученик получает предупреждение – жёлтую карточку. Следующее предостережение – и ребёнок отправляется в отдельную комнату, где пишет объяснительную, в которой подробно описывает своё поведение. Во второй раз, при получении красной карточки, родители получают заказное письмо-уведомление о проступках ребенка. Третья красная карточка – родители приглашаются в школу для беседы. После четвёртой красной карточки за ребёнка принимается социальный педагог, после пятой – ученик отстраняется от учёбы на целую неделю. Шестая красная карточка влечёт за собой исключение нерадивого ученика из образовательного учреждения.

Что касается моей деятельности, то я была не только пассивным зрителем. Мне удалось провести несколько мероприятий. Например, сама организовала пресс-конференцию в школе, на которой рассказала о системе образования в России, а также долго и подробно отвечала на все интересующие детей вопросы по разнообразной тематике. Я показала ученикам презентацию «Гессен и Оренбургская область. Общая история и культура». В ней я рассказала о нашем крае, об оренбуржцах, показала удивительное разнообразие и красоту степной природы. Детям очень понравилось, и по окончании показа они ещё долго аплодировали.

Анжелика Кир, преподаватель немецкого языка гимназии № 1 Новотроицка.

Комментирование закрыто.