Был ли Лев Толстой мусульманином? (бывший муфтий из Бугуруслана И. Шангареев занялся историей)

Предприниматель, бывший муфтий из Бугуруслана, 60-летний Исмаил Шангареев, ныне живущий в ОАЭ, выступил в роли литературоведа, рассказал о казанском периоде жизни русского классика и попытался разобраться, чем Толстого так привлекала вера мусульман. Полностью приводить текст интервью Шангареева журналисту Реальных новостей  мы не будем, может все рассуждения бывшего исламского священнослужителя и интересны, наш же формат не позволяет публиковать огромные статьи. Выделим из интервью самые интересные, на наш взгляд места.

Журналист спрашивает: — Исмагил Калямович, слова Толстого: «Считайте меня магометанином» уже много лет вызывают споры о том, принял ли великий писатель ислам или так он выразил свой протест православной церкви. Как вы считаете, что Лев Николаевич имел в виду, делая такое заявление?

 

На этот вопрос нельзя ответить однозначно — да или нет. И слова Толстого: «Считайте меня магометанином» — надо рассматривать в контексте тех событий, которые стали причиной того, что великий писатель мог публично предпочесть ислам православному христианству. Однако это вовсе не говорит, что Толстой принял ислам как веру, культуру и образ жизни…

…Эта фраза, которую в той или иной форме произнесли Пушкин, Лермонтов, Бунин. Тенденция восхождения великих русских писателей и поэтов к Корану настолько ясно прослеживается, что вряд ли есть смысл кому-то доказывать значение исламского фактора в формировании духовных основ российского общества. Но! Следует помнить, и я об этом уже говорил в предыдущих интервью, что нельзя ставить знак равенства между обращением к духовным смыслам ислама и его принятием как веры. Толстой открыто предпочел ислам православной церкви. Церкви, а не вере. Он обвинил православную церковь в отходе от заповедей Иисуса Христа и был за это предан анафеме. По сути, он бросил вызов, подчеркивая, что ислам ближе к Истине Господа, и поэтому осознанно заявил: «Смотрите на меня, как на доброго магометанина». Иначе говоря, человека, верящего в Бога вне искажений, которые, по его мнению, возникли в среде служителей православной церкви…



В этой связи и второй пример. И касается он большой подвижнической деятельности Толстого по широкой популяризации преданий о пророке Мухаммаде. В 1909 году Львом Николаевичем была составлена небольшая книжка под названием «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран. Избраны Л.Н. Толстым». Ряд изречений пророка Мухаммада из этой книги писатель затем включил в сборники «Для души» и «Путь жизни». Вот как надо формировать духовные скрепы. Словом и делом. Вот как надо жить, верить и объединять людей вокруг великих духовных Истин. И вот какими были последние слова этого великого человека: «Люблю Истину». Да храни Аллах, Милостивый и Милосердный, его светлую душу.

Комментирование закрыто.