Обряда, гадания, заговоры на Троицу

4 июня православные встретят Троицу – один из главных христианских праздников, которые отмечается на пятидесятый день после Пасхи, потому называется еще Пятидесятницей. В этом празднике, помимо непосредственно православных традиций, присутствуют и черты древних языческих обрядов.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. Это был особый праздник земледельцев, время, когда посевная уже закончена, идет подготовка к сенокосу и первому сбору урожая, а потому несколько вольных денечков без тяжелой работы следовало отпраздновать. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.

ПРИМЕТЫ НА ТРОИЦУ

Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав – траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище – помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали – и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками – считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

ГАДАНИЕ НА ТРОИЦУ

Самые распространенные гадания – «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок – «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла – хорошего ждать не придется. Если осталась прежней – будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

Плести венки – тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл – оттуда и жених будет, остался у берега – не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул – и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

ЗАГОВОРЫ НА ТРОИЦУ

В дохристианском мире ценили все круглое – блины на Масленицу – та же традиция, так как круг – символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница – это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе – праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье – оберег от всего злого.

Для приворота на любимого берут освященную в церкви травку сплетают в венок и кладут под подушку, при этом говорят:

«Не молясь ложуся спать и не перекрестившись, Господь, прости, Христос. Под голову кладу венок из святых трав. Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме – не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»

ИСТОЧНИК: А.АНГЕЛ

 

Комментирование закрыто.