На Преображенской горе Орска в 16 веке находился ханский курган

Откуда мы сегодня узнаем о тех или иных событиях, произошедших в мире сто и более лет назад? Правильно, из письменных источников: рассказов, документов, научных работ и так далее. Ну, иногда их (события) придумывают. Сегодня же мы опубликуем выдержки из путевых дневников полковника Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, офицера Генерального штаба, исследователя Казахстана Якова Петровича Гавердовского. Известный учёный родился в 1770 или 1773 году (точных данных нет), геройски погиб 26 августа 1812 года в Бородинском сражении.

По велению Александра I Я. П. Гавердовский, с целью выяснение проблем развития двухсторонних торговых отношений с Бухарой, во главе посольства 23 июля 1803 года отправился в путь через Оренбург, Орскую крепость и далее. Завершить путешествие ему не удалось – в 70 верстах от Сыр-Дарьина них напали казахи шымырского рода, почти полностью разграбили караван, некоторые члены посольства попали в плен. Отбиваясь от грабителей, Я. П. Гавердовскому с оставшимися людьми удалось 21 сентября добраться до Орской крепости. 30 сентября они прибыли в Оренбург.

Итогом пусть и короткого путешествия стали подробные отчёты о местностях, через которые проходил их путь. Вот отдельные абзацы из одного из документов (ОБОЗРЕНИЕ КИРГИЗ-КАЙСАКСКОЙ СТЕПИ (ЧАСТЬ 1), или Дневные записки в степи Киргиз-кайсакской 1803).

Есть в нём сенсационные строки. Касаются они Преображенской горы в Орске Оренбургской области. (подробно о горе можно прочитать, пройдя по ссылкам в конце этого текста)

Орфография текста сохранена

…Гора в древности называлась Намастау, т.е. гора молитвы. На ней, как повествуют татары, находился древний курган, служащий могилою хану Шейх-Мамаю, который в здешних окрестностях имел свое пребывание. Народ, ему подвластный, ведший поколение от племен Нагайской орды, из особенной привязанности к своему владетелю после его смерти нередко собирался на оную для совершения общественных тризн. Впоследствии времени башкирцы и киргицзы, произшедшие частью от означенного народа, ревнуя сему благочестию, долго поддерживали оное. При заведении около сей горы российского селения, огорченные киргизцы, желающие владеть сим священным местом, неоднократно на оное нападали. Они возвращались всегда пораженными, почему и назвали сию крепость Чжаманкала, т.е. худой или злой город.

Гора сия лежит уединенно в ровной долине, имеющей пространства более 40 верст, окруженной отовсюду довольно возвышенными горами, которые по большей части покрыты глинистою землею, а в некоторых местах обнажают скалы серо-песчаного камня и разных видов роговика. Среди равнины протекает Урал, делая в течении своем знаменитый поворот от севера на запад. С сей рекою соединяются в сей долине две небольшие речки, Ярыкла и означенная Орь, текущие со стороны киргизской, одна с севера, а другая с северо-востока…

Для справки: Шейх-Мамай (ум. 1549) – владетельный ногайский мирза, зять казахского хана Хакк-Назара. В 1538 г. Шейх-Мамай нанес военное поражение Казахскому ханству и возвел на казахский престол своего воспитанника султана Хакк-Назара (ок. 1519-1581). В этот период в улус Шейх-Мамая входила территория Западного и Центрального Казахстана (Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. // Материалы и исследования по истории и этнологии Башкирии. Уфа, 1997. № 2. С. 15-24).

Источник: ГАВЕРДОВСКИЙ Я. П. ОБОЗРЕНИЕ КИРГИЗ-КАЙСАКСКОЙ СТЕПИ

(ЧАСТЬ 1), или Дневные записки в степи Киргиз-кайсакской 1803  и ХРОНОС

Ссылки по теме:

Раскрыта тайна Преображенской горы в Орске — она состоит не из яшмы?

Куда делись горы в Орске?

Преображенская гора в Орске — сакральное место древних народов?

Гора Преображенская в Орске – это древняя пирамида?

Рисунки взяты из открытого доступа

Комментирование закрыто.