Как выгоняли дьявола из людей в начале 19 века на примере жизни киргиз-кайсаков

ГАВЕРДОВСКИЙ Я. П. ОБОЗРЕНИЕ КИРГИЗ-КАЙСАКСКОЙ СТЕПИ

Предлагаем вниманию отрывок из обозрения Я. Говердовского (1802-1803 годы), где говорится о чёрной магии. Путешественник рассказал, как киргизы-кайсаки (ныне – казахи), жившие недалеко от Орской крепости, выгоняли из больных соплеменников дьявола. Познавательно, прямо скажем.

Августа 29-го…

Прошедшую ночь слышали мы чрезвычайно дикий голос, сопровождаемый ужасным криком, звуком бубенчиков и прочих каких-то отголосков. Мы узнали, что действие сие производимо было в ближнем ауле ворожецом для вылечения больного, заражённого, по словам киргизцев, дьяволом.

Авгур сей поутру не преминул посетить наш лагерь. Он приближался ко оному медленно, выводил беспорядочные песни и, возвышая время от времени голос, вскоре за сим начал делать разные телодвижения, и, наконец, пришел в совершенное бешенство, так что показались конвульсии со скрежетом зубов и клубящеюся у рта пеною. В сем исступлении он упал на землю и сделался как мертвый; потом по довольном молчании поднялся, читал спокойно молитву и предсказывал нам благополучный путь. Киргизцы во время сего беснования находились в глубоком молчании, иные бросили ему мясо, сало и курт, которые откидывал он наотмашь на четыре стороны света.

Таковых чародеев в Киргизской степи довольно. Их называют вообще баксы. Средства, употребляемые ими для ворожбы зависят от собственной их замысловатости; они по обстоятельствам бывают различны и имеют особенные названия. Волхвы сии любопытны наиболее потому, что действиями своими уподобляются они отчасти на сибирских шаманов и маньчжурских духопризывателей.

Киргизцы, веря вообще всему чудесному, прорицания сих людей признают несомнительными, полагая, что они имеют сношение с духами зла и добра, силою коих могут не только повелевать стихиями, но управлять умами людей и самую судьбу склонность по своему желанию. Почему многие просят у них советов во всех делах и в несчастьях прибегают искать пособия. В самом же деле баксы, не иное что, как корыстолюбивые обманщики. Некоторые из них остаются во всю жизнь холосты, ходят всегда в рубище, босыми ногами и с непокрытою головою; а другие довольно богаты и живут своим семейством. Каждый из сих последних посвящает в свое звание одного из любимых сынов, который еще с ребячества для приобретения доверенности народной предаётся различным исступлениям, сказывая, что в сие время вселяется в него призываемый дух.

Иногда волхвы избирают себе помощника из людей посторонних. Он должен повсюду следовать за учителем, и по смерти его упражняется в тех же таинствах…

ССЫЛКА по теме:

На Преображенской горе Орска в 16 веке находился ханский курган

 

Комментирование закрыто.