Как в Тоцком районе в 1953-м году нашли три провалившихся под землю мечети

Отрывок из книги «Тайны пятимаров», автор С.А. Попов. Советуем дочитать до конца, будете сильно удивлены. Сегодня об этих находках никто и не вспоминает.

Отрывок:

В 1968 году археологическая экспедиция Оренбургского областного краеведческого музея начала раскопки на среднем течении реки Бузулука, на территории совхоза им. Свердлова Тоцкого района. Здесь на возвышенном месте среди поля находится группа курганов высотой от полуметра и до трёх метров. Среди них выделялись три, расположенные цепочкой. На поверхности их лежало множество обломков хорошо обожжённого красного кирпича, а у подошвы виднелись продолговатые заплывшие ямы.

Кирпич по форме совершенно отличался от современного. Он был квадратной формы размером 27X27X5 см или 30X30X6 см. Рядом, в обрыве старицы Бузулука, виднелась кирпичная кладка. Впервые эта курганная группа и кирпичная кладка обнаружены разведочной экспедицией Оренбургского областного музея в 1953 году. Тогда же житель сосед него башкирского села Кызыл Мечеть (Красная Мечеть) 86-летний башкирин Гизатулла Мратхозин рассказывал, что курганы с кирпичом — остатки стоявших здесь некогда мечетей, а кирпичная кладка — остатки обжигательной кирпичной печи.

Он же сообщил, что когда-то на месте этой печи был кирпичный завод, обжигавший кирпич для строительства мечетей. Позднее, то есть во время раскопок 1968 года, старики башкиры из села Кызыл Мечеть уверяли нас, что курганы с кирпичом — действительно остатки мечетей, но не просто мечетей, а «провалившихся мечетей». «Давным-давно,— говорили они,— здесь стояли мечети, но случилась беда. Неизвестно почему-то ли от тяжких грехов окрестного населения, то ли по какой-то иной причине, о чем ведает один всесильный Аллах,— но мечети провалились и глубоко ушли в землю. Лишь обломки кирпичей остались на их месте».

«Печь» и «провалившиеся мечети» стали предметом исследования археологической экспедиции Оренбургского областного музея в 1968—1970 годах. То, что старожилы-башкиры называли печью, действительно оказалось остатками печи для обжига кирпича. В свое время высота свода печи от пода составляла примерно 1,4—1,5 метра. Печь клали на глиняном растворе из крупных плоских обожженных кирпичей размером 30 X 30 X 6 см, 30 X 15 X 6 см, 30 X 12 X 6 см. Сохранилось лишь основание стен печи на высоту до 60— 70 сантиметров. Раскопки курганов с кирпичом па поверхности выявили, что курганы эти являются остатками надгробных кирпичных зданий — мавзолеев, внутри которых производилась захоронения. От них сохранились лишь основания стен и частично кирпичный пол. Один мавзолей (в плане курганной группы он помечен номером 6) имел размеры 6,5X12,5 м. Поперечная стена разделяла его на две половины. Строители сложили стены мавзолея на темном земляном растворе из обожженного и сырцового кирпича размером 27 X 27 X X 5 см. Землю и глину для раствора они брали рядом. Строение не имело фундамента. Стены были толщи ной до полуметра, пол выстлан кирпичом в два ряда: нижний состоял из сырцового кирпича, верхний — из обожженного.

В мавзолее оказалось семь погребений: два в южной половине и пять в северной. Погребённые лежали на спине в вытянутом положении, головой на запад. Два погребения были детскими, одно — подростка, четыре — взрослых. В трёх взрослых погребениях оказались вещи: металлическая чаша, лежавшая на груди покойного вверх дном, остатки богатой одежды из парчи, металлическая полая трубочка с прикреплённым к ней цилиндриком. В засыпке могильной ямы одного погребения находился обломок ручки от красного глиняного сосуда и три обломка от одного цветного изразца. Художественные изразцы вряд ли могли изготовляться на месте, на берегах Бузулука. По своему виду и цвету они очень близки к цветным изразцам, которыми украшались здания и мечети в XIV—XV вв. в Средней Азии и городах Золотой Орды — Сарае Бату, Сарае Берке и других. Аналогичным оказался по своему устройству второй мавзолей (курган № 7). Он имел меньшие размеры (5 X19 м) и был построен исключительно из обожжённого кирпича на глиняном растворе. В мавзолее оказалось три погребения под полом: два непосредственно в грунте, одно — в кирпичном склепе. Основным было, несомненно, погребение в склепе. Покойник (мужчина), находившийся внутри склепа, был похоронен, по-видимому, в деревянной колоде на спине, головой на северо-запад. В области груди и на ножных костях сохранились обрывки кожи — остатки одежды и обуви. Около головы лежала тонкая полая кость, обломки железного огнива и кремешок. У поясницы находилась квадратная металлическая бляшка, вероятно, украшение от пояса. В грунтовом погребении, на уровне дна склепа, похоронена женщина. Около её правого плеча лежали обломки железных ножниц и круглое серебряное зеркальце в остатках деревянного футляра. Погребение женщины рядом со склепом указывает на её родственное отношение к тому, кто был похоронен в склепе. Третье погребение, также грунтовое, без всяких признаков гроба находилось выше женского захоронения. Очевидно, оно было совершено позже, чем два пер вых. Состав вещей, найденных в первых двух захоронениях, весьма близок к вещам поздних кочевников XIII—XIV вв., но наличие кирпичного склепа и мавзолея заставляет отнести сам мавзолей и первые два погребения к более позднему времени — к XIV—XV векам.

Третий мавзолей (курган № 8) был меньших размеров (5,6 X 6,3 м). Внутри сооружения оказалось два погребения. В одном сохранились обломки каких-то железных предметов, возможно, стремени и ножниц. Сходство формы и размеров кирпича во всех треё мавзолеях и в обжигательной печи указывает на то, что все эти сооружения близки друг другу по времени. Следует заметить, что кирпич этот по форме и размерам почти одинаков с кирпичом, из которого сложена так называемая «башня Тамерлана» на берегах озера Кисяне в окрестностях села Варны Челябинской области. Сооружение специальных мавзолеев из кирпича говорит о высоком положении погребенных. Это были представители феодальной знати, кочевавшие со своими улусами на берегах Бузулука во времена Золотой Орды…

Источник: Краевед Оренбуржья

Комментирование закрыто.