Найдены тексты заговоров против болезней в начале 18 века

НАРОДНЫЕ ЗАГОВОРЫ ПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ НАЧАЛА XVIІІ-ГО ВЕКА.

I.

СКАЗАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СИСИНИЯ О ДВУНАДЕСЯТИ ТРЕСОВИЦАХ.

Кирила заклинает сею молитвою: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. При Черленем море стоит столп каменный, в том столпе сидит отец Сисиний и воззрев на море и види — в море восхищается вода до облак, а из моря идут двенадцать жен простоволосых, диавольским видением окаянных. Вопроси у них святый отец Сисиний: окаянные, вы что за жены? И они ему рекоша: мы есмы тресовицы, дщери Филиповы, брата Ирода царя, усекшаго главу Иоанну Предтечеву; идем мучити род христианский; обедню, утреню просыпают — то есть наши угодницы.

II.

Помолися Богу святый отец Сисиний: Господи! избави род христианских людей от тресовиц. И посла Господь к нему два ангела и четыре евангелиста: Луку, Марка, Матфия, Иоанна Богослова, идучи их мучити тремя зубцы железными, дающе им по три тысячи ран на день, и они их боятся. Святые великие отец Сисиний и Михаиле, Иоанне, Лука и Марк, Матфей, Иоанн Богослов! За что вы нас мучите? Где мы ваши имена заслышим и от того роду бегаем за тридесять одно поприщ. И рече святый отец Сисиний: а ваши имена суть? [491]

Диявольския:

Первая рече: имя мне Тресея.

2-я рече: имя мне Гнетея; ложится у человека в грудях, — грудицы и не дают ни пить, ни есть.

3-я рече: имя мне Ледея; та человека знобит, и не может в печи согретися.

4-я рече: имя мне Гнедея; а Гнедея та человеку не дает спать, приступают и умом метут.

5-я рече: имя мне Глухия; та у человека ложится во главе, и уши закладывает: я голову ломит, и от того человек глух бывает.

6-я рече: имя мне Пухия; та человека пущит и утробу желтит.

7-я рече: имя хне Грудища; та у человека ложится в грудях и находит грепотаю (?).

8-я рече: имя мне Желтея; та человека желтит, аки цвет будет.

9-я рече: имя мне Огнея; та человека разжигает, аки смоленым дровам.

10-я рече: имя мне Ломея; та человека ломит, (аки) бури сухое древо.

11-я рече: имя мне Корноша; та человека ручны и ножны жили в место влечет.

12-я рече: имя мне Невея, сестра старшая плесовица, усекнула главу Иоанну Предтечу; которого человека изоимет, тот человек не может жив быть.

III.

МОЛИТВА НА ВСЯКУ НЕМОЩЬ.

Владыко Вседержителю, врачи душ и телес, смиренные возносяй и наказуй, паки исцели еси брата вашего (имярек) немощствующего; посети милостию Твоею, и простри мышцею Твоею исполнено исцеление от вражды, и исцели его восставлена от одра немощи, запрети духу немощи, отстави от него всякую язву, всякую болезнь, всякую рану, всякую огневицу и тресовнцу, и сице есть в нем согрешение, беззаконие ослаби и остави, прости Твоего ради человеколюбия. Ей, Господи! пощади Твое создание во Христе Иисусе Господе нашем, с ним же благословенно если во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святоаго Духа. Аминь.

Ты еси окаянная Тресея.

Ты еси окаянная Гнетея.

Ты еси окаянная Ледея.

Ты еси окаянная Гнедея.

Ты еси окаянная Глухия.

Ты еси окаянная Пухия.

Ты еси окаянная Грудица.

Ты еси окаянная Желтея.

Ты еси окаянная Огнея.

Ты еси окаянная Ломея.

Ты еси окаянная Корноша проклятая.

Ты еси окаянная Невея, сестра страшная плесовица, усекнула главу Иоанну Предтечу. [492]

Аще кто сию молитву у живота своего держит, дай же ему Господи подножие его, покори всякого врага и супостата, утверждены буди стрехами, стоит, не ходи до меня, раба Божия (имярек), святыми молитвами ангельскими, и архангельскими, и человеческими, не будь и не доезжай меня насильством раба твоего (имярек). Аще кто сию молитву на себе с верою держит, и не будет погибели ему до скончания века его.

IV.

Молитву подобает творити над болящим человеком, над главою, от тресовицы.

Крест, Хранитель всей вселенней, крест красота, крест царем и князем держава и утверждение, крест верховных крепость утверждение, крест немощных исцеление, крест очима просвещение, крест бесов на прогнание и хуление, крест окаянным и проклятым тресовицам прогнание, крест рабу Божию (имярек) ограждение, недугов его исцеление, ныне и присно во веки веков. Аминь.

V.

Молитва святого Иоанна Златоустаго, спать ложась: О(т)ступися, сатана, от сего дому, и от всех дверей, и о(т) всех четырех углов, и основания дому сего; здесь святые Петр и Павел, здесь святая Богородица Христа рождает, — здесь тебе, диаволе, нет места, здесь святой Урим держит крест хранитель и полагаемся раба своего (имярек) спать, — зде пакости, диаволе, не наводи ни во дни, ни в нощи и ни в которой час. Во имя Отца и Сына и Святого Духа молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь. (Сие глаголи трижды).

VI.

ПОСЛЕДОВАНИЕ.

Горе тебе, сатана; не бывай в сей храмине, в сей храмине престол написан, на том престоле четыре евангелиста — Лука, Марк, Матвий, Иоанн Богослов, имут тя и введу(т) тя, и ввергнут тя в первую пещу и огненную гору; тебе, сатана, не бывай в сей храмине, в сей храмине престол написан, на том престоле Иисус Христос, святая Богородица; отступися, сатана, от сей храмины и от всех предел храма сего; зде идут Михаил, Гавриил со всеми ангелами честны, верховные апостолы. Аз хощу жити и спасти(ся) в вере Христове во веки. Аминь.

Примечание. Рукопись, в 4-ю д., по почерку — должна быть отнесена к началу ХVІІІ-го столетия.

Г. Псков.

Сообщ. из фамильного своего архива Н. Н. Вохин.

Текст воспроизведен по изданию: Народные заговоры против болезней начала XVIII-го века // Русская старина, № 7. 1878

ИСТОЧНИК

Комментирование закрыто.